Вы находитесь здесь: Главная > Статьи > Классификация восприятия по ведущим анализаторам

Классификация восприятия по ведущим анализаторам

Процесс восприятия происходит обычно с помощью ряда взаимодействующих анализаторов, однако один из них всегда играет ведущую роль. На этом основании выделяют следующие виды восприятия: слуховое, зрительное, осязательное, обонятельное, кинестетическое и вкусовое.

При зрительном восприятии ведущую роль играет анализатор зрительный, однако участвует также двигательный. Анализ перцептивных действий глаза показал, что движения глаз можно разделить на два вида: микродвижения и макродвижения. С помощью микродвижений изображение перемещается на соседние точки сетчатки. Они имеют значение для сохранения устойчивости изображения. Исследования А. Л. Ярбуса показали, что недвижимый глаз может сохранять образ предмета лишь очень короткий промежуток времени, после чего изображение исчезает, и человек начинает видеть «пустое поле». Чтобы это доказать, роговицу глаза закрепили присоской, на которую установили светящуюся петлю. Эта петля передвигалась вместе с движениями глаза, а в результате оставалась неподвижной относительно глаза, и ее изображение всегда попадал на одну и ту же участок сетчатки. Исследуемый четко видел изображение петли только 1-2 с., после чего изображение исчезло. Есть основание считать, что это связано с запредельным возбуждением этого участка, что ведет к его функциональному отключению.

Макродвижения глаз могут быть скачкообразными (саккадическими) и плавными (дрейфующими). Эти движения позволяют последовательно выделить наиболее информативные признаки объекта, сравнить их между собой и синтезировать окончательный комплекс признаков, необходимый для распознавания предмета. Моторные компоненты восприятия не заданы человеку от рождения. Они формируются на протяжении жизни. Об этом свидетельствуют данные об особенностях зрительного восприятия слепорожденных или потерявших зрение в раннем детстве после того, как им было восстановлено зрение. Наблюдение за человеком, который ослеп в 10-месячном возрасте и которому было возвращено зрение в пятьдесят один год, показало, что после операции, когда с глаз больного сняли повязку, он видел лишь размытые очертания. Для него некоторое время после операции не было предметного мира: даже через год больной не мог различить сложные предметы, и они дальше воспринимались с помощью прикосновения. Особое значение зрительное восприятия приобретает при восприятии пространства.

Благодаря слуховым восприятиям человек слышит не отдельные звуки, а мелодию, не отдельные фонемы, а слова. Особое значение имеет фонетический слух, который окончательно формируется в 6-7 лет. Начиная с этого возраста, ребенок должен по-разному воспринимать слова, которые отличаются согласными (например, кора-гора) или громким звуком (например, лес-лис). Без овладения фонетической системой языка наш слух остается неорганизованным и человек не только не понимает, но и не слышит отдельных звуков.

В слуховом восприятии, кроме слухового анализатора, выбор которых на сайте hemomedika-distribution.com разнообразен, участвует также и двигательный. Так, при восприятии речи происходит проговаривание текста «про себя». Если информация хорошо знакома или легкая для понимания, то это проговаривание несколько сокращается. Подобное можно сказать и о восприятии мелодии. Особое значение слуховое восприятие приобретает при восприятии времени.

В формировании образа осязательных восприятий участвует двигательный анализатор одновременно с кинестетическими и тактильными ощущениями. Анализ действий руки показал, что можно выделить два класса движений руки, с помощью которых формируется целостный образ предмета (гаптический образ): микродвижения пальцев амплитудой от 2 до 100 мм, которые останавливаются на «критических», т.е. наиболее информативных точках предмета, в результате чего выделяются отдельные его признаки; и макродвижения амплитудой более 100 мм, в результате которых объединяются уже выделенные отдельные признаки, и проверяется предположение о воспринятом предмете. В результате упражнений, а также при касательном восприятии знакомых предметов развернутый процесс ощупывания сокращается и достаточно проанализировать только один информативный признак, чтобы узнать предмет.

Особое значение осязательное восприятие приобретает при восприятии пространства. Роль моторных компонентов в процессе зрительного, слухового, осязательного и других видов восприятия дает основание утверждать, что мы не можем воспринимать, прежде чем не научились воспринимать, потому, что овладение системой перцептивных действий требует практики.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий