Вы находитесь здесь: Главная > Медицинская психология > Терминальный период болезни

Терминальный период болезни

Терминальный период болезни

  Вопросами психологии таких больных много занимались отечественные ученые. Можно отметить последние работы Д. Н. Исаева (2004) и А. В. Гнездилова (2002). Есть и целый ряд зарубежных работ. Естественно, речь идет не только о пациентах со злокачественными новообразованиями, но и о всех больных с неизбежно плохим прогнозом и летальным исходом.

Конечно же, осуществляя уход за такими пациентами медсестры и фельдшера должны четко знать, с какими боль­ными они имеют дело, и не только их особенности личности. Так, религиозные люди, искренне верующие, легче примиря­ются с необходимостью «ухода», и, если депрессии у них и развиваются, они ограничиваются легкой степенью. Люди (не обязательно религиозные), склонные к размышлению о бытии (а, следовательно, и о небытии), преодолевают пред­ставление о «страшном» негативном характере смерти. В то же время человек не в состоянии полностью предсказать свое поведение в печальный период ее близости.

Медперсонал должен {осторожно и при согласии пациен­та) выяснить у больного, что причиняет ему наибольшие страдания. В среднем это переживания «страшно, больно, одиноко» – однако у разных пациентов каждое выражено в неодинаковой степени. Многих беспокоит ощущение бес­смысленности прожитой жизни. Большинство пациентов со­гласно «уйти» (если они в этом себе признаются) быстро, легко, незаметно, красиво и желательно дома.

Смягчение боли и других неприятных соматических ощу­щений достигается медикаментозным вмешательством. Психотерапевтические уверения о необходимости терпения должны иметь пределы, а бояться, что больной может стать наркоманом, — жестоко и бессмысленно.

Страх пациента также должен быть ослаблен медика­ментозным вмешательством, можно применять и  психотерапевтические мероприятия, касающиеся убеждения в неотвратимости гря­дущего, уважения к прошедшей жизни пациента; одобрения его мужества, подчеркивания, как важно выглядеть красиво в глазах других, могут достичь результатов. Естественно, не­обходимо устранить или ослабить беспокойство пациента по другим поводам, кроме «ухода» (финансовые дела, судьбы близких, перемены в семье). Некоторым пациентам (тре­вожным и т. п.) не следует открывать всю истину сразу.

Следует предупреждать и пресекать страх одиночества. Пациента в терминальном состоянии нельзя подолгу остав­лять одного. Необходимо проявлять внимание даже к мель­чайшим его просьбам, а также высказывать максимум сочув­ствия. Можно убеждать его, что своих страхов нечего стыди­ться; «загонять их вовнутрь» ни к чему, лучше перед кем-то выговориться.

Родственников и других близких больного следует убеж­дать оставить чувство вины (если оно неадекватно), дать по­чувствовать пациенту его ценность для семьи и друзей, сопе­реживать ему, принять его прощения, обеспечить выполне­ние последних желаний, принять «последнее прости». Как родственникам, так и медперсоналу следует использовать адекватные невербальные приемы общения: эмоциональные выражения симпатии, умение слушать, уме­стный физический контакт (ласковые прикосновения) и мяг­кий юмор. Даже до смерти близкого человека у родных и друзей могут разви­ться тяжелые невротические и психосоматические состояния, по поводу которых им следует настоятельно советовать обращаться к невропато­логу. Наконец, и средний медперсонал, работающий с умирающими больными, сам подвергается интенсивному эмоциональному стрессу и имеет повышенный риск возникновения невротических и психосоматических расстройств. Поэтому важно выработать для себя умение рас­слабляться – применять отвлекающие занятия, методы релаксации, аутогенной тренировки, самовнушения.

Правила поведения с умирающим больным.

  1. Не следует занимать жесткую позицию, например: «В таких случаях я всегда информирую пациента». Пусть особенности личности больного будут определять ваше поведение в этой ситуации. Некоторые пациенты хотят узнать диагноз, а другие – нет. Определите, что пациенту уже известно о прогнозе его заболевания. Не лишайте больного надежды и не переубеждайте его, в случае если отрицание является у него основным механизмом защиты, до тех пор, пока он может получать и принимать необходимую помощь.
  2. Если пациент отказывается принять ее в результате отрицания своей болезни, в мягкой форме и постепенно дайте ему понять, что помощь необходима и будет ему оказана. Убедите больного, что забота о нем будет проявлена вне зависимости от его поведения.
  3. Следует некоторое время побыть с пациентом после сообщения ему информации о состоянии или диагнозе, после которого он может испытать сильный психологический шок. Побудите его задавать вопросы и давайте правдивые ответы.
  4. Желательно по возможности вернуться к пациенту через несколько часов после получения им информации о своей болезни, с тем, чтобы проверить его состояние. Если у пациента возникает сильная тревога, то ему следует получить адекватную психологическую и психофармакологическую поддержку, консультацию специалиста.
  5. Необходимо дать советы членам семьи пациента, касающиеся его заболевания. Порекомендуйте им чаще общаться с больным и позволять ему рассказывать о своих страхах и переживаниях. Членам семьи не только придется пережить потерю близкого человека, но и столкнуться с осознанием мысли о собственной смерти, что может вызвать тревогу.
  6. Следует облегчать боль и страдания пациента.
  7. При умирании больного необходимо создать условия, учитывающие интересы окружающих пациентов, которые очень чувствительны к проявлениям профессиональной деформации со стороны персонала.

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий