Вы находитесь здесь: Главная > Медицинская психология > Семейный подход в медицине

Семейный подход в медицине

Семейный подход в медицине.

Как система семья выполняет целый комплекс разнообразных функций, чем обеспечивает свое нормальное существование. Все элементы семьи взаимосвязаны и составляют единое целое. Разлад в этой системе, потеря ее элементов влекут за собой изменения во всех ее остальных частях и нередко приводят к кризису и умиранию семьи.

Семейная психотерапия – относительно новая дисциплина в структуре психологического образования, но связи с интенсивным развитием семейной медицины в нашей стране становится все более актуальной.

Семейная психотерапия — это такой метод лечения, который воздействует на взаимоотношение, приводит к ликвидации конфликтов и семейных кризисов, упорядочиванию ролей и функций всех участников терапии, а через это – к улучшению функций организма каждого члена семьи.

Этот вид психологической помощи базируется на систем­ном подходе, т. е. исследуется не отдельный инди­вид как «таковой», а с учетом его места в семье, рассматри­ваемой как целостный единый организм. Один и тот же субъект выступает в системном исследовании как обладаю­щий одновременно разными характеристиками, параметрами и функциями. Исследуется проблема порождения свойств це­лого (всей семьи) из свойств элементов (членов семьи), и наоборот. Источник преобразования системы лежит в самой системе, так как она является самоорганизующейся. В семейной психотерапии необходимо изменять структуру всей семьи, так как пробле­ма находится во взаимоотношениях членов семьи.

Се­мья как система изучается с трех сторон.

А. Структурно, через диадные подсистемы (муж-жена; брат-сестра) или триадные (бабушка-мать-дочь; отец-сын—дочь и т. д.).

Б. Функционально, т. е. как семья поддерживает взаимо­отношения, обеспечивает защиту и личностный рост своих членов, воспитывает детей.

В. С точки зрения развития семьи, т. е. стадии развития, кризисы.

Каждая новая фаза означает возникновение новых задач перед семьей и необходимость приобретения новых способов поведения ее членов.

В каждой семье существуют правила, которые позволяют поддерживать стабильность и порядок. Если при изменении обстоятельств в эти правила вносятся изменения, то семья про­должает успешно функционировать как система. Многие правила не осознаются членами семьи и выполняются автоматически. Се­мейная психотерапия помогает осознать неписаные правила и при необходимости пересмотреть некоторые из них.

Заболевание одного из членов семьи вызывает нарушение гомеостаза семьи как системы. Первая реакция близких – тревога, беспокойство о здоровье заболевшего. Ему на­чинают сочувствовать, освобождать от некоторых обязанностей по дому, оберегать. Но если болезнь затягивается, то последующая реакция будет зависеть от диагноза и от того, какое положение в семье занимал больной до болезни.

• Доброжелательная. Если больной был уважаемым и любимым членом семьи, то о нем продолжают заботиться организовывают щадящий режим.

• Противоположная реакция — равнодушие, больному не обеспечивают необходимый уход и внимание.

• Терпимая реакция. За больным признается право на бо­лезнь, но эмпатического, душевного отношения к нему не проявляют.

• Изгоняющая, или отрицательная, реакция проявляется в демонстрации ненужности заболевшего члена семьи, ме­шающего остальным. Родственники требуют госпитализации больного, помещения его в хоспис. Если этого не происхо­дит, то отрицательное отношение переносят и на медработ­ников. Приходящей делать инъекции медсестре выражают недовольство, придираются, обвиняют по мелочам.

• Тревожная реакция. К больному проявляют излишнюю и ненужную опеку, скрупулезно выполняют рекомендации врача. Тревога может передаваться пациенту и способство­вать появлению ипохондрических идей.

•   Реакция, вызывающая страх и тревогу, что у других членов семьи будет такая же болезнь. Это проявляется в подробных расспросах, выяснении о возможности передачи по наследству или заражения. Легко переходит в отрицатель­ную или изолирующую реакцию.

• Изолирующая реакция распознается  по ограничению общения с больным, ему отводят отдельную комнату, запрещают детям видеться с ним.

Главный принцип общения близких людей в кризисной ситуации (а таковой является и серьезное заболевание одно­го из членов семьи) – понимать и принимать весь спектр возникающих чувств. Надо, чтобы больной ощущал, что ему разрешают выражать свои чувства и даже поощряют это. Ведь если он будет лишен этого, то у него возникнет чувство одиночества. Просто выслушать, не давая оценки, а потом разобраться в своих чувствах – все это приведет к взаимопо­ниманию.

Надо чаще обнимать, дотрагиваться до больного, но то­лько тогда, когда в этом есть искренняя потребность. Не сто­ит искусственно угождать больному, жалеть его. Чувства окружающих людей часто отличаются от переживаний больного. Родные могут быть озабочены каждодневными практическими проблемами, а больной человек окутан тревогой, страхами. Любую инициативу и самостоятельность больного надо поддерживать и помогать ему в осуществлении задуманного, при этом не стоит относиться к нему как к беспомощному ребенку или жертве. Поддержка самоуважения и заверение в том, что родные будут с ним рядом, помогут, когда это будет необходимо. Не надо лишать больного возможности самому заботиться о себе.

Необходимо обращать внимание на любое улучшение состояния здоровья. Хорошо, если потребности больного будут не преобладать, а сопрягаться с потребностями близких людей. Лучше заниматься с ним какой-то деятельностью, не относящейся к болезни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий