Личностные черты работника
Личностные черты мед. работника.
Медработник всегда должен учитывать, что при встрече с пациентом последний оценивает его личность, так же как он изучает и оценивает психологию особенности пациента.
Черты личности медработника принято делить на три группы: моральные, этические и интеллектуальные.
I. Интеллектуальные качества: эрудированность, наблюдательность, логичность, стремление проникнуть в суть явлений. Для максимальной эффективности медработник должен обладать достаточно широкими знаниями и быть образованным как в области медицины, так и в других областях человеческих знаний. Образование медработника должно быть как можно более полным, глубоким и совершенным.
Однако знания и высокая квалификация врача являются только инструментом, эффективность применения которого зависит от личностных особенностей врача. Само по себе образование окажется недостаточным, если оно не будет постоянно подкрепляться самовоспитанием нравственности, с одной стороны, и неизменным стремлением к продуктивной полезной деятельности – с другой.
II. Моральные качества: сострадательность, доброжелательность, трудолюбие, самоотверженность, нежность, оптимизм, мужество, решительность, принципиальность, ответственность, умение сотрудничать, эмпатия, скромность.
Личность медработника сама по себе способна оказывать терапевтический эффект и повышать эффективность лечебных средств и методов при условии, что врач пользуется у больного и его родственников доверием и авторитетом.
Врач, медработник вызывает доверие у больного, если он гармоничен как личность, уверен и решителен при принятии решений, но не высокомерен.
Важнейшей составляющей в профессиональной деятельности медработника (как и любого другого профессионала, имеющего дело с людьми) является наличие у него эмпатии – способности сопереживать собеседнику, понимать его чувства, потребности, интересы, мотивации поступков. Неспособность к эмпатии и наличие у врача некоторых других неблагоприятных качеств темперамента и характера (повышенная возбудимость, раздражительность, медлительность и т.д.) могут препятствовать установлению доверия между пациентом и медработником.
Одной из важных составляющих авторитета медработника является его личное обаяние, заключающееся в доброжелательности, сердечности, искренности, природной скромности, высоком моральном облике. Известно, что одни и те же лекарства могут иметь разную эффективность при назначении их знаменитым, авторитетным врачом и малоизвестным, молодым (эффект плацебо).
Пациенту важно чувствовать здоровый оптимизм врача, который должен быть разумным, основанным на глубоких знаниях и практическом опыте.
истинное достоинство любого хорошего мед. работника сочетаются со скромностью, они не нуждаются в саморекламе.
Правдивость и честность – важное и необходимое качество мед. работника. Y| проблемы, связанные с этим качеством, заключаются в необходимости в определенных случаях сообщать как больному, так и его родственникам свои мысли о судьбе больного, в т.ч. и весьма печальной. Кроме того, существует необходимость признавать свои ошибки, недочеты в своей работе.
III. Эстетические качества: аккуратность, опрятность, тяготение к праздничности, непримиримость к серости.
Уже первые впечатления при встрече с мед. работником существенно влияют на формирование у больного доверия к нему – при этом имеют значение многие факторы, начиная с внешнего вида врача, манеры его поведения, культуры общения. Врач должен производить впечатление здорового человека.