Идеальный врач и идеальный пациент
Идеальный врач и идеальный пациент.
Психологом и психотерапевтом В.А. Ташлыковым были систематизированы качества, которые пациенты наиболее часто включают в «образ идеального врача»:
– ум (78%)
– увлеченность работой (57%)
– внимательность (56%)
– чувство долга, терпеливость, чуткость, интуиция, серьезность, доброта, чувство юмора.
В.А. Ташлыков выделил и описал 4 типа врача, составляющих альтернативные пары: сопереживающий – эмоционально нейтральный; директивный – недирективный.
Сопереживающий врач – отличающийся наличием эмпатии, способности разделять психологические проблема пациента. Эмоционально-нейтральный врач дистанцирован от глубинных переживаний пациента, ориентирован на симптомы болезни и предпочитает технопрактический подход к лечению болезни.
Директивный тип отношений основан на авторитарной позиции врача, являющегося для пациента компетентным руководителем, занимающим активную позицию. Директивный врач не допускает дискуссий с пациентом по поводу диагноза и методов лечения, исключает сомнения в своих профессиональных возможностях, склонен раздражаться в ответ на критику. Недирективный тип отношений основан на принципе партнерства, лечебные установки больному даются не в виде указаний, а косвенно, не игнорируя точку зрения больного.
Наряду с образом «идеального врача» в представлении больного проводилось изучение и образа «идеального пациента» в понимании врачей. Среди предпочтительных выделены следующие качества:
– малая осведомленность в медицинских вопросах;
– вера и отсутствие сомнения в способностях и умениях лечащего врача;
– готовность беспрекословно выполнять назначения;
– умение кратко и четко излагать проблемы и жалобы;
– отсутствие ипохондрии.
Таким образом, можно говорить о том, что большинство врачей склонны к директивному типу отношения.