Вы находитесь здесь: Главная > Хирургия > Хирургические школы антисептического и асептического периодов. \ХУШ в.\.

Хирургические школы антисептического и асептического периодов. \ХУШ в.\.

В асептический период хирургии в Москве сложились хирургические школы Н.В.Склифосовского, А.А.Боброва, П.И.Дьяконова; в Петербурге – Н.А.Вельяминова, М.С.Субботина, В.А.Ратимова, А.А.Кадьяна; в Казани – В.И.Разумовского; в Киеве – Н.М.Волковича; в Одессе – К.М.Сапежко; в Харькове – К.П.Тринклера,; в Томске –

Развитие и организация хирургии после Великой Октябрьской Социалистической революции.

Основными принципами развития хирургической помощи населению после великой Октябрьской Социалистической революции были:

  • обеспечение бесплатной хирургической помощью всего населения страны;
  • максимальное приближение общехирургической помощи к населению путем создания районных больниц с хирургическими отделениями;
  • обеспечение населения специализированной хирургической помощью путем создания травматологических, урологических, онкологических и др. Отделений в крупных городских и областных больницах, организации специальных научно-исследовательских институтов и т.д.
  • профилактическое направление в работе.

Реализуя решение ХХУП съезда КПСС и задания постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения”, органы здравоохранения разработали и осуществили в Х пятилетке ряд крупных мероприятий по профилактике заболеваний, дальнейшему развитию сети учреждений здравоохранения, оснащению их медицинской техникой, повышению уровня медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения.

Залогом будущих успехов должна стать уже созданная в стране материально-техническая база здравоохранения, квалифицированные кадры,богатый опыт.

Генеральной линией советского здравоохранения является его профилактическая направленность. Повседневной заботой руководителей органов здравоохранения всех уровней должно стать усиление этого важного направления. Сейчас  стоит вопрос о широком проведении мер по первичной профилактике распространенных неминфекционных заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых,  рака, ряда других локализаций, хронических заболеваний.

В амбулатоно-поликлинческих учреждениях работает свыше 50% всех врачебных кадров. В них начинают и заканчивают лечение 80% больных.

В 1978 году в стационарах страны лечилось 60 миллионов человек, что свидетельствует о высокой доступности стационарной помощи.

Профилактическими осмотрами охвачено свыше 112 млн человек, а диспансеризацией – 43 млн человек.

Важным разделом медицинской доктрины следует считать реабилитацию – комплексный метод восстановления нарушенных болезнью функций организма.

Только за четыре года  десятой пятилетки снижена заболеваемость временной нетрудоспособностью \в днях\ на 9,3%, а выход на инвалидность рабочих и служащих – на 7,6%. При этом сэкономлено для народного хозяйства 480 млн рублей. Профессиональная заболеваемость снизилась на 21%.

В стране имеется более 350 кафедр хирургии и более 40 научно-исследовательских центров – институтов хирургического профиля.

Советское здравоохранение представляет собой ныне целую отрасль народного хозяйства с крупнейшей материальной базой, состоящей из 35 тысяч амбулаторий и поликлиник, 23 тысяч больниц, около 24 тысяч женских консультаций и детских поликлиник, свыше 4.800 санитарно-эпидемических станций.

В Витебской области в расчете на 10.000 населения приходится: 48 врачей и 148 больничных коек. За 1986 год построена больниц на 416 коек и амбулаторий – на 1600 посещений.

Еще в 1967-1968 гг. в медицинских вузах была осуществлена перестройка учебного процесса и введена новая форма подготовки врачей. На VI курсе начала проводится первичная специализация студентов по одной из основных клинических дисциплин – терапии. В течение трех лет идет подготовка по педиатрии и с 1980\1981 учебного года вводится субординатура по психиатрии, а также по акушерству и гинекологии и по хирургии. А затем в течение года стажирование, т.е. продолжение специализации \интернатура\ врачей-выпускников в профильных отделениях крупных больниц. В итоге молодые врачи стали более подготовленные для успешной самостоятельной работы.

Учащиеся являются частью молодого поколения, и поэтому общие характерные черты его – высокая энергия, чувство нового, стремление к романтике, к активному проявлению своих способностей – полностью относится и к студентам.

Известно, что студент не только объект целенаправленного воздействия, т.е. воспитания и обучения, но и активный субъект социальной жизни. Что даст ему вуз – это во многом зависит от него самого, от общей подготовки студента, его способностей и отношения к делу.

Чтобы овладеть современными высотами в науке, технике, культуре юноши и девушки должны обладать необходимой силой воли и целеустремленностью. Молодому человеку требуется выработать систему самостоятельных знаний, твердую самодисциплину. В хорошем студенческом коллективе всегда развиваются дружба и товарищеская требовательность, чуткость и взыскательность к себе и окружающим.

Учение – это такой процесс деятельности людей, когда сообщаемая информация преобразовывается в знания, умения, навыки; центральным звеном учения является деятельность самого учащегося.

Начну с очень интересного высказывания Тенцинга Норгея, прославившего себя тем, что в 1953 году вместе с новозеландским альпинистом Эдмундем Хиллари он впервые покорил высочайшую вершину мира – Эверест.

После своего спортивного триумфа Т.Норгей был приглашен в Индию Джавахарлалем Неру и организовал там школу альпинизма, вначале в армии, а затем для частных лиц за незначительную плату.

Итак, в платной школе альпинизма, возглавляемой Т.Норгеем из 50 курсантов, прошедших начальных курс обучения, удостоверения получают в среднем 5 человек. Примерно 20 участникам мы советуем приехать снова на следующий год и попытаться еще раз. В эту группу входят отнюдь не слабо успевающие, просто они не достигли результатов, которые им дают право на получение удостоверения. Остальные, примерно половина набора, по нашему мнению, не пригодны и не смогут стать альпинистами. Результат, как видите, неплохой: 5 хороших альпинистов из 50 человек … А в средней категории всегда найдутся такие, которые приедут снова и успешно закончат программу”.

Вот такая замечательная требовательность, трезвость реалистичность в оценках человеческих качеств, которые необходимы для подготовки специалистов, требующих особых моральных и физических качеств. Половина от всех желающих, приехавших на платное обучение, признаны негодными для занятия альпинизмом.

А каков отсев из общего количества лиц, желающих стать врачами, и из числа врачей, желающих стать хирургами? Кто его проводит? Как и по каким критериям?

Возникает вопрос: неужели занятия хирургией или врачебной деятельность вообще не нуждается в строгом профессиональном отборе?! Ведь альпинист рискует жизнью не только товарищей, но и своей собственной. Тогда как врач может или вынужден подвергать риску только жизнь своих пациентов.

Вот это последнее обстоятельство вынуждает требовать от врача вообще, а от хирурга в особенности, качеств, без которых его практика опасна для общества.

  1. Итак, первое качество истинного врача состоит в том. Что отношение к жизни и здоровью своих пациентов должно быть выше, чем к своим собственным. Это то качество, которое заставляет врачей давать собственную кровь, преодолевать значительные расстояния пешком в зной и пургу, оставаться с тяжелыми больными в течение многих суток почти без сна, это то качество, которое при осознании своей ошибки заставляет самого врача уйти из жизни.
  2.  Второе – это высочайшая степень самокритичности, умение правильно и трезво оценить себя и свои действия. Мне кажется, что правильная самооценка удержала бы многих от занятий хирургической практикой.
  3. III.  Мужество – третье необходимое качество хирурга. Способность пойти на оправданный риск и принять на себя ответственность за возможные неблагоприятные последствия хирургических вмешательств, связанных с предельным риском.

IV. Четвертое качество – способность в кратчайшее время, порой в считанные секунды, принять оптимальное решение и тотчас выполнить его.

  1.  Пятое качество хирурга – это функциональные способности двигательного аппарата, а точнее – координация движений. Человек с несовершенной координацией движений никогда  не станет классным хирургом. Несовершенная координация движений неизбежно скажется на технике работы с инструментами, вязании узлов и шитье, точности выполняемых разрезов и препарковке тканей, т.е. на ходе всей операции и качестве ее выполнения. Неслучайно хорошие хирурги, как правило, неплохие в прошлом спортсмены и с удовольствием занимаются спортом постоянно. Без совершенной координации движений трудно стать хорошим хирургом.

VI. Занятие хирургией всегда предусматривает коллективный труд. Потому доброжелательность, умение искренне порадоваться успеху товарища, равно как и разделить горечь неудачи – важнейшие качества хирургов.

VII. Общее здоровье, физическая и психическая выносливость являются очень важными факторами, определяющими качественную пригодность врача к занятию хирургией.

К каждому операционному дню необходимо готовиться, особенно если Вам предстоит выполнять новую \для вас или оригинальную вообще\ операцию. Помимо обычной в таких случаях специальной анатомической подготовки, хирург должен обладать качеством “мысленного оперирования”. Это качество важно для хирурга так же, как для скульптора или архитектора важно пространственное, объемное видение своего творения.

Надо различать хирургические знания и хурургическое воспитание.

Хирургическое воспитание означает:

  • умение держать себя в хирургической клинике, в операционной, в перевязочной;
  • умение обращаться с больными и владеть своим языком;
  • умение обращаться с персоналом клиники;
  • умение обращаться с инструментами и аппаратурой.

Мы все сделаем, чтобы воспитать в вас эти качества, у нас для этого имеются все возможности. Но это не является легким делом.

Об этом в свое время говорил Николай Нилович Бурденко. Хирургический цикл он считал наиболее трудным и сложным. По его мнению. Разрешение вопроса о качестве комплекса знаний и навыков в хирургическом цикле, больше, чем в других дисциплинах, определяется образованием и воспитанием.

Что должно отличать хирурга от представителей других специальностей, как нельзя лучше показал замечательный советский хирург С.С.Юдин. он писал:” Одни умеют тонко наблюдать, другие способны трезво рассуждать, третьи – успешно действовать. Очень часто бывает, что человек чрезвычайно тонко анализирует прошлое и поразительно верно предсказывает будущее. Но этот же человек может оказаться беспомощным перед лицом текущих событий и трудностями сегодняшнего дня.

Лишь очень редко все три качеств встречаются в гармоничном сочетании в одном лице. Обладая острой наблюдательностью и верным суждение, можно быть отличным теоретиком и прекрасным клиницистом. Но будучи лишенным умения  смело и безошибочно действовать сразу нельзя стать хорошим хирургом…”.

Это положение нам следует хорошо учитывать проводя педагогический процесс.

  • Ознакомить с программой по общей хирургии.
  • Ознакомить с учебниками.
  • Ознакомить с преподавателями.

В заключение, товарищи. Позвольте еще раз поздравить с началом учебного года. Позвольте пожелать Вам и сотрудникам нашей кафедры плодотворных успехов в нашей совместной работе.

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Мы с Вами рассмотрели узловые вопросы истории  хирургии и проследили трудный путь ее становления. Самобытно развивались отечественная хирургия.

Мы гордимся тем, что именно в России появился такой титан мысли в хирургии, каким является Н.И.Пирогов. но особенно плодотворным был период научного и практического основания всех ведущих разделов хирургии после Великой Октябрьской социалистической революции. Ведущими здесь были: физиологическое направление, приближение медицины к населению, специализация хирургии, укрепление технической базы, создание новых направлений в науке и т.д. Именно в Советский период наступил подлинный расцвет медицинской науки и в частности хирургии. Мы имеем большие успехи, тем интереснее будет Вам изучать один из ведущих разделов медицины – хирургию.

Больших успехов Вам в учебе!

Нов наше время, в век бурного научно-технического прогресса, уже недостаточно просто усваивать материал учебника, от студентов требуется больше личной инициативы, больше самостоятельности.

Современный студент не только изучает уже известное, но сам является исследователем неизведанного, то есть участвует в процессе дальнейшего развития хирургии. И это вполне возможно.

Тех, кого особенно привлекает хирургия, мы просим записаться в научный студенческий кружок при нашей кафедре. И у Вас появятся возможности глубже познать хирургию и внести свой личный вклад в нерешенные    проблемы науки.

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий